20 января. День всенародной скорби. День памяти шехидов — жертв жестокой карательной акции советской империи.
Наверное, сейчас, через 35 лет, кто-то не помнит, а кто-то не хочет вспоминать об истинных целях январской бойни. В Азербайджане предстояли выборы в Верховный Совет, и победа сторонников выхода из СССР и восстановления независимости была по сути предрешена. А допустить выхода из СССР Азербайджана с нашей нефтью, газом, стратегическим положением на перекрёстке меридиональных и широтных путей, с точками для ракетных позиций и РЛС, Кремль никак не желал. Это уже диктовало вполне понятный сценарий действий: топить национальное движение в крови, а чтобы заполучить повод для карательной акции — устроить силами советского спецподразделения «Вымпел» теракт на собственной территории, взорвать энергоблок телерадиоцентра. Потом «навесить» его на мифических «исламских экстремистов». И дальше уже давить танками людей и автомобили, стрелять по автобусам и машинам «скорой помощи», просто по освещённым окнам домов…
В истории иногда случаются очень жестокие и оттого ещё более красноречивые совпадения. На одной из «въездных» дорог в Баку стоял памятник XI Красной Армии, той самой, которая 28 апреля 1920 г. оккупировала независимую Азербайджанскую Демократическую Республику.
Через почти 70 лет, 20 января 1990 г., именно здесь, у подножия этого памятника, в худших традициях советского колониализма разыгрался один из самых кровавых эпизодов той трагедии. Тогда, 105 лет назад, нас силой загнали под власть Кремля. 35 лет назад точно так же, при помощи силы, «огня на поражение» по рейсовым автобусам, машинам «скорой помощи» и окнам жилых домов, пытались в СССР удержать. И — не смогли. Именно этот день, 20 января 1990 г., стал для нас водоразделом, точкой отсчёта новых политических координат. В этот день Азербайджан перестал быть советским, и если устроители бойни столь неудобных для себя реалий не понимали, это уже ничего не меняло. Вывод российских войск из Азербайджана и прекращение деятельности Габалинской РЛС, «Контракт века» и независимые экспортные трубопроводы, прекращение российской миротворческой акции в Баку и сегодняшняя принципиальная позиция по расследованию катастрофы в Актау — многие сегодняшние политические реалии родом оттуда, из 20 января, со следов танковых гусениц на улицах, с дорожек и ковров из гвоздик, с гудков кораблей, разрывавших тишину каждые полчаса.
20 января — это ещё и беспрецедентная хроника сопротивления. Центральным, поворотным событием стала пресс-конференция Общенационального лидера Гейдара Алиева в постпредстве Азербайджана в Москве. Именно там впервые была озвучена политическая оценка январской бойни. Уже потом, став президентом независимого Азербайджана, Гейдар Алиев не только подпишет указ об объявлении 20 января Днём всенародной скорби, но и та политическая оценка, которая была озвучена по горячим следам на пресс-конференции в постпредстве Азербайджана, станет официальной позицией нашей страны. 20 января — это акция протеста моряков, та самая, которая до сих пор не имеет аналогов. Это похороны шехидов, в которых приняли участие около миллиона человек. Это Аллея шехидов на высшей точке Баку — нас не «прогнули», не заставили тихо похоронить погибших на разных городских кладбищах. Это сорокадневная всеобщая забастовка. До конца действия чрезвычайного положения в Баку — а оно закончилось только с распадом СССР! — азербайджанские теле- и радиожурналисты не прочитали в эфир ни одной сводки военного коменданта. Даже траур по погибшим тогда был сопротивлением, выражением солидарности. В расстрелянном, оккупированном городе мы не отступили. Отступить пришлось им.
И неудивительно, что сегодня в Азербайджане требуют лишить Михаила Горбачёва, тогдашнего генсека ЦК КПСС и будущего первого и последнего президента Советского Союза, Нобелевской премии мира.
Мир тогда жил в состоянии «эйфории Горби» и не видел, точнее, не хотел видеть всего того, что творилось в СССР на национальных окраинах. А это и планомерное выбивание сильных национальных кадров из советского руководства. Ключевым эпизодом здесь стала отставка Общенационального лидера Гейдара Алиева. Но в том же ряду — и репрессии в Узбекистане под видом расследования «хлопковых дел», и назначение Геннадия Колбина на высший пост в Казахстане, и многое другое. Именно при Горбачёве «союзный центр», назовём вещи своими именами, прямо занимался провоцированием межнациональных конфликтов — армянские националисты, по сути дела, получили от Москвы карт-бланш. Но зато национальное движение в республиках самым жестоким образом подавлялось. Особенно в тех, кто имел шансы, выйдя из СССР, выжить самостоятельно экономически. И на первом месте здесь, без сомнения, находится Азербайджан — одна из двух «республик-доноров». Под этим милым эвфемизмом скрывался неприкрытый колониальный грабёж…
Но удержать нас в составе СССР уже не удалось. Советский Союз рухнет менее чем через два года после Чёрного Января.
Потом будет ещё много попыток нас сломать. Будет 366-й полк в Ходжалы и Псковская дивизия ВДВ в будущем, а теперь бывшем Лачинском коридоре, будет транспортная блокада Азербайджана в ответ на подписание нефтяных контрактов в Баку, будут «оружейные подарки» Армении на миллиарды долларов, «Искандеры» на параде в Ереване и самолёты с оружием накануне и во время 44-дневной войны… И каждый раз они будут терпеть крах. Мы выстоим. Построим новый, по-настоящему независимый Азербайджан. Восстановим свой суверенитет в Карабахе. Пройдём путь от январских гвоздик до харыбюльбюля. Проведём на той же площади, откуда провожали в последний путь шехидов 20 января, свой парад Победы. Тогда, в нашем страшном январе, мы, быть может, и сами не до конца это понимая, одержали свою первую и самую важную победу. Не прогнулись. Не отступили.
И уже не отступим.