За две недели до своей инаугурации Дональд Трамп, кичащийся тем, что во время его президентства не было войн, теперь, похоже, может сам инициировать вооруженные конфликты между странами. По крайней мере, такое впечатление создается после его недавней пресс-конференции, с одной стороны, пролившей некоторый свет на новую внешнюю политику США, а с другой – выявившей ее крайнюю противоречивость.
«Золотой век Америки» — под таким слоганом прошла в резиденции избранного президента США Дональда Трампа в Мар-а-Лаго его большая пресс-конференция. Повышенный интерес к ней, охватившей многие вопросы, понятен – через неполных две недели Трамп официально вступит в должность и, как ожидается, сходу возьмет быка за рога – от решения украинского конфликта до снижения цен на продовольственные и иные товары в США.
Впрочем, наибольший резонанс в мире вызвали довольно неожиданные, вносящие сомнения в приверженность Трампа пацифизму его высказывания в отношении Гренландии, Канады, Панамского канала, не вполне ясные намерения на мексиканском направлении. Похоже, Америка во главе с Трампом должна «снова стать великой» и пребывать в «золотом веке» путем собирания земель, причем, не всегда мирном.
Последнее касается, в том числе, Гренландии, расположенной на северо-востоке Северной Америки, то есть она относится к ней с точки зрения физической географии. Однако политически принадлежит Европе, поскольку вместе с окружающими меньшими островами образует одноименную административную автономную единицу, входящую в состав Датского королевства.
Дабы соблюсти точность вопросов – ответов, приводим цитаты (перевод ИноСМИ).
Вопрос: Господин президент, я хотел бы затронуть тему создания мировой империи, о которой вы говорили. Давайте начнем, если можно, с ваших высказываний о Гренландии, Панамском канале и так далее. Можете ли вы заверить мир, что, пытаясь получить контроль над этими территориями, вы не собираетесь использовать военное или экономическое принуждение?
Ответ: Нет.
Вопрос: Можете ли вы рассказать нам о вашем плане? Собираетесь ли вы вести переговоры о новом договоре? Планируете ли вы предложить канадцам провести голосование? Какова ваша стратегия…
Ответ: Я не могу вас ни в чем заверить… Вы спрашиваете о Панамском канале и Гренландии. Нет, я не могу вас заверить ни по одному из этих двух пунктов, однако могу сказать следующее. Территории нужны нам для обеспечения экономической безопасности. Панамский канал строился для наших военных судов. Я не собираюсь брать на себя обязательства. Может быть, придется что-то предпринять. Панамский канал жизненно важен для нашей страны. Им сейчас распоряжается Китай. И, кстати, мы отдали Панамский канал Панаме, мы не отдавали его КНР. И они (Панама) злоупотребляют этим.
Вопрос: Вернемся к Гренландии. Ваша позиция ясна, но давали ли вы указания своим сотрудникам предпринять какие-либо конкретные действия по разработке планов, и не могли бы вы еще раз уточнить: вы ведь не исключали военного принуждения…
Ответ: Ну, Гренландия нужна нам в целях национальной безопасности. … Там живет примерно 45 тысяч человек. Они даже не знают, законны ли притязания Дании на остров, но если да, то датчане должны от них отказаться, потому что он нужен нам из соображений национальной безопасности. Ради свободного мира. Я говорю о защите свободного мира. Тут и бинокль не нужен. Вы просто посмотрите вокруг — там просто повсюду китайские корабли. Повсюду российские корабли. Мы этого не допустим. И если Дания хочет закрыть этот вопрос… Но никто не знает, есть ли у нее хоть какие-то права владения, пользования и распоряжения. Возможно, народ (Гренландии) проголосует за предоставление им независимости или за вхождение в состав США.
Для справки: В 1951 году США и Гренландия подписали договор, предоставивший Соединенным Штатам исключительную юрисдикцию над районами обороны в пределах Гренландии. В 2023 году в Гренландии была создана космическая база Питуффик, которая входит в состав космической базы Delta 1 и выполняет задачи системы предупреждения о ракетном нападении и контроля арктической зоны.
Вопрос: Давали ли вы поручение своим сотрудникам составить планы по приобретению (острова)?
Ответ: Нет, мы пока не достигли этой стадии. Я пока еще даже не вступил в должность.
О Канаде. В день проведения пресс-конференции Трамп опубликовал в социальной сети Truth Social карту с присоединенной к США Канадой. На ней территория Канады закрашена тем же цветом, что и США. Надпись черного цвета гласит — «Соединенные Штаты». Мексика же — пока — отмечена другим цветом.
Напомним, в первых числах декабря Трамп предложил премьер-министру Канады Джастину Трюдо план присоединения этой страны к США – в качестве 51-го штата. Спустя неделю Трамп заявил, что новым штатом США может стать также и Мексика. В итоге пару дней назад Трюдо объявил о намерении покинуть пост главы правительства и лидера Либеральной партии после избрания нового руководителя партии. А премьер-министр канадской провинции Онтарио Даг Форд, как и Трюдо, заявил о невозможности присоединения Канады к США. Но, видимо, новые власти США не склонны менять своего решения по собиранию земель – доколе это возможно. По крайней мере, приближенный к Трампу американский миллиардер Илон Маск адресовал Трюдо в соцсети Х следующее: «Девочка, ты больше не губернатор Канады, так что неважно, что ты там говоришь».
Трамп в ответ на вопрос о Канаде: Канада тоже плохо себя ведет с нами, хотя она получает почти 200 миллиардов долларов субсидий каждый год плюс многое другое. При том у них фактически нет армии. Точнее, она у них крошечная, и они во всем опираются на нашу. … но за это надо платить. А иначе несправедливо получается. У меня так много замечательных друзей. Один из них — великий Уэйн Гретцки. Я сказал: «Слушай, выдвигайся-ка в премьер-министры. Ты же победишь за какие-нибудь пару секунд». А он мне: «Так куда мне лучше идти, в премьер-министры или губернаторы, скажи?». Я сказал: «Не знаю. Давай в губернаторы. Мне так больше нравится». Но нет, что-то все-таки придется делать. И с Мексикой — тоже.
Вопрос: Вы сказали, что рассматриваете возможность применения военной силы для приобретения Панамы и Гренландии. Рассматриваете ли вы такую возможность для аннексии и включения в состав США Канады?
Ответ: Нет. Только применение экономической силы, потому что Канада и США вместе — это было бы действительно нечто. Если избавиться от этой искусственно проведенной границы и взглянуть на получившийся результат, то это будет гораздо лучше для национальной безопасности. Не забывайте, что мы по сути защищаем Канаду. … Мы тратим сотни миллиардов в год, чтобы заботиться о Канаде.
Вопрос: Имеют ли США право претендовать на…
Ответ: Ни малейшего. Не-а. Никакого права. Вот какая ситуация. Мы имеем право не помогать им с их финансовыми трудностями, потому что мы тоже должны 36 триллионов долларов. Мы начнем быстро избавляться от долга, но сможем это сделать благодаря энергетике и другим вещам. Но нет-нет. Никакого права. Нет-нет. Ни малейшего права. Но почему мы каждый год поддерживаем их страну на 200 миллиардов? Наши военные находятся в их полном распоряжении. Они должны быть штатом.
Итак, вооруженного конфликта с Канадой, Трамп, как видно, не планирует, но от политики экономического принуждения превратить соседнюю страну в 51-й штат США он не отказывается.
Что же касается Мексики. По Трампу: У нас с Мексикой огромный дефицит, и мы много ей помогаем. Но страной, по сути, управляют картели, и мы этого допустить не можем. Мексика действительно в беде, у нее куча проблем. Очень опасное место. Но мы скоро наведем порядок. Скоро все изменится, потому что это мы делаем там серьезную работу. Мы все переиграем… Мы переименуем Мексиканский залив в Американский. Только вслушайтесь, как приятно звучит — какой простор. Американский залив, какое чудесное название. И очень уместное. … Нас ждет золотой век Америки. Это будет поистине золотой век. У нас есть то, чего больше нет ни у кого. У нас больше природных ресурсов. Мы — номер один… Никто этого не знал, пока не пришел я. Это я вывел нас в лидеры.
Таким образом, из всего вышесказанного рискнем сделать вывод, что в мире могут появиться, как минимум, две новые горячие точки: Гренландия и Панамский канал. И новые торгово-экономико-миграционные фронты: канадский, мексиканский, европейский.
Естественно, Европа встала на уши: собственно, в такой позе она находится с начала избирательной кампании Трампа, больших шансов его победы на президентских выборах в США, не сулящих ей ничего приятного. Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро уже заявил, что Европейский союз не позволит ни одному государству покушаться на суверенные границы объединения. Он усомнился в возможности завоевания острова Соединенными Штатами, заявив, при этом, что мир вошел в эпоху, «с которой возвращается закон сильнейшего». Строго говоря, закон этот работает уже давно, и подкрепляет его, в том числе, «спина» Брюсселя.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен тоже отвергла предложение о присоединении Гренландии к США. «Гренландия не продается», — заявила она, подчеркнув, что будущее Гренландии должны определять сами гренландцы.
Но для чего сдались Трампу Гренландия и Панамский канал?
Во-первых, идея прихвата Гренландии – не нова, она владеет умами американцев аж с начала позапрошлого века: ее стратегическое положение, значительные запасы полезных ископаемых делают страну весьма привлекательной для завоевания. Ныне же речь идет об укреплении арктического плацдарма в противовес ширящемуся присутствию России и Китая на Северном Ледовитом океане.
Что же касается Панамского канала, то тут костью в горле у США стоит Китай, инвестирующий в развитие его инфраструктуры и, соответственно, в определенной степени контролирующий канал. А в Панаме, к тому же, находится база поддержки американского флота. То есть, по-видимому, встал ребром вопрос контролирования Тихого и Атлантического океанов – не только с логистической, но военно-политической точек зрения.
Сын избранного президента США Дональд Трамп – младший частным порядком посетил Гренландию 7 января, где раздавал кепки с надписью «Вернем Гренландии былое величие». Мы, конечно, не можем знать цели его визита – возможно, символическая. Но, не исключен и поиск вариантов в противовес американской военной экспансии, которая нанесет ущерб репутации США и ее нового президента – особенно на фоне украинской войны, которую Трамп обещал прекратить за сутки, а теперь назначил себе не менее полугода.
Словом, похоже на то, что с приходом Трампа к власти начнется новый передел мира далеко не в пользу Европы – для нее уже, вероятно, очевидно, что бояться ей надо было (или делать вид) не России и Китая, а самих США, использовавших ее в Украине, ослабивших и, не исключено, — бросивших, но, вместе с тем, не отпустивших в вольное плавание, даже если она не откупится 5% отчислений в НАТО, назначенных ей Трампом.
И ключевыми участниками этого передела видятся США, Россия, Китай. И тут начнутся самые разнообразные торги – вплоть до обмена Украины на отказ России от стратегического партнерства с Китаем, на что Москва вряд ли пойдет.
Но Арктика в любом случае станет ареной мировой борьбы, и Трамп, как видим, своих агрессивных действий в отношении этого региона не скрывает. Равно как Панамский канал, и в значительной степени – прихват Канады с «наведением порядка» в Мексике.
Словом, век мира не видать планете Земля: неурегулированные конфликты обрастают новыми. Так что рабский расчет на то, что «Вот приедет барин, барин нас рассудит», вряд ли оправдается 20 января. Впрочем, кому-то, возможно, повезет. Но за везение придется платить. Или расплачиваться.