Интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева местным телеканалам обозначило начало нового этапа «дипломатического наступления» нашей страны на таком чувствительном и важном направлении, как Западный Азербайджан. Президент не просто напомнил о праве изгнанных коренных жителей этих земель на возвращение. Глава государства подтвердил, что Азербайджан будет этого добиваться. Секретариат ООН, как уже сообщал Minval, распространил заявление президента Азербайджана в качестве официального документа.
И вот на этом фоне весьма показательной оказалась реакция властей Армении. Премьер-министр Никол Пашинян попытался «перевести стрелки» и заявил в социальных сетях: «Западный Азербайджан — это Газах, Товуз, Агстафа, Гедабей, Дашкесан, Кяльбаджар, Лачин, Губадлы, Зянгилан. Вне этого нет и не может быть Западного Азербайджана. Если они действительно хотят искать в другом месте, Нахичевань. Мы также можем считать его Западным Азербайджаном».
Оставим в стороне, что Никол Воваевич, по сути, повторяет один из скандальных тезисов посла Франции в Армении Оливье Декотиньи, и тем более воздержимся от вопросов, где в Ереване принимаются ключевые решения — в посольстве Франции или в резиденции премьер-министра. Важно другое: право жителей исторического Западного Азербайджана на возвращение Ереван по-прежнему отвергает. То есть настаивает на закреплении результатов «этнических чисток» конца восьмидесятых – начала девяностых. «Вековая мечта армянского народа», как выразился на известном видео первый президент Армении Левон Акопович Тер-Петросян.
Ещё более откровенным фейкометством занимался на своей пресс-конференции накануне глава МИД Армении Арарат Мирзоян. Он не только называл Западный Азербайджан «искусственным экспансионистским проектом», но и откровенно лгал, уверяя, будто бы изгнанные из Армении азербайджанцы получили от властей этой страны компенсацию. Однако он был публично уличён во лжи через несколько часов, когда свой ответ распространила Община Западного Азербайджана: «…Мы категорически опровергаем утверждение о том, что изгнанные из Армении азербайджанцы получили компенсацию в той или иной форме в обмен на отказ от права на возвращение».
Здесь можно напомнить, что, во-первых, Западный Азербайджан — это исторический термин. Во-вторых, здесь речь идёт о праве на возвращение — а это один из ключевых аспектов международного гуманитарного права. Коренные жители Гейча магалы и Западного Зангезура, изгнанные из своих домов только из-за своей национальности, должны иметь право вернуться. Другое дело, что в Армении пытаются подменить понятия и представить дело так, будто бы Азербайджан пытается силой перекроить границы в регионе. Напомним: в Баку с самого начала предложили Армении заключить мирный договор на основе взаимного признания и уважения территориальной целостности. Отказывается от такого подхода именно Армения, сохраняя в своей конституции притязания на Карабах. И не просто сохраняет их на бумаге, а активно готовится к реваншу, выклянчивая у своих покровителей наступательное оружие.
Но нынешний град заявлений по поводу Западного Азербайджана и тем более попытка Арарата Мирзояна вбросить в информационное пространство фейк по поводу «выплаченных компенсаций» явно указывает на охватившую ереванскую верхушку панику. Здесь, похоже, уже поняли, что в Баку слов на ветер не бросают, и если что-то пообещали, то сделают. И самое обидное, сделают так и с такой военной и дипломатической подготовкой, что никакие внешние покровители Армении уже не помогут. Более того, каким бы неопытным политиком ни был Пашинян, он тоже понимает, что международное право предусматривает не только призывы и увещевания. Если внимание к Западному Азербайджану достигнет критической черты, а Армения будет упорствовать, здесь уже может быть рассмотрен вопрос о «гуманитарных интервенциях» и международных гарантиях безопасности возвращающимся азербайджанцам.
Вот и пытаются в Ереване сделать «ответные шаги»: попытаться обвинить Азербайджан в мифических «территориальных претензиях», запустить фейки о «компенсациях в обмен на отказ от возвращения». Дальше, возможно, будут придуманы ещё какие-то мифы. Но это вряд ли спасёт Армению от дипломатического краха ещё на одном направлении. Просто изменился расклад сил. И не учитывать этого в Ереване уже не могут.