Новый президент США никак не может определиться со стратегией и тактикой прекращения украинской войны – кнутом или пряником, — поэтому предпочел, в итоге, дедовский метод сочетания этих двух «инструментов». Такая «эволюция» Трампа, базирующаяся нынче на угрозах России вперемежку с дифирамбами ей и лично президенту Путину, не может воодушевить Москву. Поэтому пока можно считать, что до прекращения украинской войны, объявленной администрацией Трампа главным приоритетом внешней политики США, не близко.
Новый президент США Дональд Трамп активно продвигает high-tech в бизнесе, но не в дипломатии: возможно, за неимением в ней высоких технологий или не освоенности навыков высшего пилотажа в политике. Напор, дерзость, решительность (если это не имитация) – качества похвальные, правда, не всегда оправданные в дипломатии; в ней, скорее, приветствуется ювелирность. Особенно в вопросах урегулирования крайне запутанных войн с большим количеством противоборствующих сторон. Как, например, война в Украине.
Если проследить за высказываниями Трампа в контексте прекращения войны в Украине, не мудрено в них заплутать.
Сначала Трамп обещал «прекратить это» за 24 часа, и тогда у наивных возникла уверенность в том, что у претендующего на пост президента США есть high-tech-ключики, нечто вроде «сим-сим, откройся» и «сим-сим, закройся». Но в реальности оказалось, что их нет, зато появилось обещание, что все будет o’key месяцев через шесть.
Таким образом, обещанное начало процесса урегулирования до инаугурации и после того, как расчет на сутки для окончания войны оказался уж слишком фантастическим, Трамп все чаще стал упоминать необходимость урегулирования «этого» дипломатическим путем.
В январе текущего года он подтвердил готовность к диалогу с Москвой, заявив, что у него есть «очень хороший план». В свою очередь, Россия подтвердила свое согласие на переговоры с Трампом.
Насколько хорош план Трампа можно судить уже по тому, что его «репетиция перед спектаклем» началась с угроз России. В частности, президент США заявил, что введет против РФ новые санкции, если Путин не заключит сделку с Украиной. Он подсластил горькую пилюлю признанием любви к России, которая «помогла нам выиграть во Второй мировой войне», потеряв, при этом, «60 миллионов жизней».
«Разберитесь с этим сейчас и прекратите эту нелепую войну! Все будет только хуже. Если мы не заключим сделку, причем, в ближайшее время, у меня не будет иного выбора, кроме как ввести высокие налоги, тарифы и санкции на все, что Россия продает США», — написал, обращаясь к Путину, Трамп. И посоветовал «сделать это легким путем». Что имеется в виду под таковым — не уточняется.
Вслед за «душераздирающим» признанием – «Я не хочу навредить России. Я люблю русский народ, … у меня всегда были очень хорошие отношения с президентом Путиным» — последовало заявление Трампа, что он собирается «заняться Россией», чья экономика «терпит крах», оказывая, тем самым, «очень большую услугу президенту Путину».
В общем, по заявлению Трампа, если Путин не заключит сделку с Зеленским, «у него будут большие неприятности, … он разрушает Россию».
Этого оказалось недостаточно, и в интервью Fox News Трамп вновь заявил, что введет серьезные санкции против России, если конфликт в Украине не будет быстро урегулирован. И снова «пропел», что он не желает этого из уважения к российскому народу.
Помнится, Трамп назвал Путина и Си Цзиньпина «крутыми парнями» и однажды даже — «умными». Эти комплименты как-то не вяжутся с угрозами ни в адрес России, ни в адрес Китая (о нем еще будет сказано в контексте внешней политики Трампа).
Тут уместно обратить особое внимание на то, что госсекретарем США президент страны назначил Марко Рубио, известного, в частности, своими характеристиками Владимира Путина – «военный преступник, убийца», и от своих слов он, ставший главным американским дипломатом, не отказывался.
Поэтому не грех предположить, что, либо у Рубио, поносившего Путина почем зря, есть отличное от Трампа, который имел хорошие отношение с «крутым и умным парнем» решение, либо у госсекретаря и президента полный унисон в отношении восприятия российского лидера, к переговорам с которым Трамп вроде как откровенно стремится.
Также в окружении Трампа достаточно много утверждающих, что если президент США заключит сделку по Украине с президентом России, то это приведет к мировой войне, усилит Москву и даст ей возможность нападений на государства НАТО. Говоря по-простому, с Россией надо не договариваться, а давить ее, в том числе, поставками большого количества вооружений Украине.
И хоть Трамп неоднократно заявлял, что тащить на себе Украину для американских налогоплательщиков слишком обременительно с финансовой точки зрения, он, все же, обмолвился, что его администрация рассматривает вопрос поставок Украине вооружений, хотя Евросоюз должен оказывать большую помощь Киеву. Это тоже можно отнести к разряду неприкрытых пугалок.
Параллельно с угрожающими спичами Трампа и при этом настроем «оказать услугу» Путину, президент США нежданно-негаданно обвинил в затягивании украинского конфликта производителей нефти, потому как они не снижают на нее цены.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе за такое «художество» Трамп пригрозил странам-экспортерам «черного золота» пошлинами на весь импорт в США. И велел Саудовской Аравии и ОПЕК в целом снизить цены, чтобы лишить Россию прибылей, то есть остановить, таким макаром, российско-украинский конфликт.
Словом, Трамп нашел крайнего, чтобы обвалить цены на нефть и привязать мир к правилам, навязанным ему Америкой. Это неглупо, хоть и «слишком», однако отношения к затягиванию конфликта не имеет. Зато ширит гегемонию США и делает их «снова великими».
И еще одна свеженькая инициатива Трампа: в интервью телеканалу Fox News он с уверенностью заявил, что может достичь соглашения с Путиным по денуклеаризации России и США. «Я работал с Путиным над денуклеаризацией России и США. Затем мы собирались привлечь к этому Китай, потому что у них гораздо меньше (ядерного арсенала), чем у нас… Я был очень близок к заключению сделки. Я бы заключил сделку с Путиным по поводу денуклеаризации», — сказал он.
Тут возникает вопрос: отчего Трамп не назвал в числе участников сделки других членов ядерного клуба – хотя бы Францию и Великобританию, уж не потому ли, что они из стана Глобального севера, конфликтующего с Глобальным югом? И еще: может ли достижение договоренности с Путиным повлиять на украинское урегулирование? То есть в порядке обмена денуклеаризации на все, что потребует себе Россия для прекращения войны в Украине?
Ответить односложно на последний вопрос пока не представляется возможным. Но судя по оценкам инициативы Трампа авторитетными экспертами, вырисовывается следующая картина: во-первых, за «инновацией» президента США скрыто его желание ослабить совместный ядерный арсенал России и Китая, поскольку американский за ним не поспевает, то есть в гонке ядерных вооружений США отстают от России и Китая. Но, думается, этот «выстрел» Трампа – холостой.
Говоря о Китае в контексте внешней политики США и ее приоритетных направлениях, снова стоит вспомнить Марко Рубио – нового американского госсекретаря. Находясь в позиции условно будущего шефа внешнеполитического ведомства США, он назвал Китай «самым могущественным и опасным врагом Америки». «Важно предотвратить военную интервенцию Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе, дать понять, что цена за агрессию против Тайваня будет слишком высока», — заявил он в Сенате.
Но дело не только в Тайване, но и в «коммунистической автократии» КНР, ее безусловно высоком статусе в мировом производстве, торговле, инвестиционной мощи и влиятельности на Глобальном юге, что снижает политический вес США, ставит подножку их развитию, за спад которого (приходило ли это на ум Рубио?) ответственны сами США?
И опять же – насколько разница подход к Китаю Трампа и Рубио, или это игра в доброго и злого полицейского? Ведь Си, по выражению Трампа, «крутой парень» и уж точно не глупец. Трамп неоднократно утверждал, что может решить с Си «любые мировые проблемы»: «У нас хорошие отношения».
Трамп даже пригласил председателя КНР на свою инаугурацию, а за пару дней до нее беседовал с ним по телефону. Понятно, что приглашение присутствовать при «восхождении на трон» — дипломатический ход, не более. Трамп не отказывался от намерения в разы увеличить пошлины на весь китайский импорт в США, пока он лишь отложил пустить в ход столь «радостную» меру, которая аукнется самим Штатам. Ну и, главное, шантаж торговыми войнами – классика, основа политического и военного торга.
Но клюнут ли на это такие тертые калачи, как Путин и Си? Вряд ли. И не оскорбился ли Путин тем, что Трамп обратился к нему с угрозами через соцсеть, а не по телефону, что, конечно, очевидное не комильфо – как в дипломатии, так и в среде «крутых парней», к числу которых относит себя и Трамп.
И что за странная картина! Президент США не выдвигает никаких вариантов для урегулирования, но публично стращает президента другой страны, причем, того, с которым он намерен вести переговоры. Возможны ли они в подобных условиях? И еще: отчего Трамп не стращает президента другой страны, сиречь – Зеленского, участвующей в конфликте вот уже скоро четвертый год?
Но Путин «прощает» своего старшего коллегу. В ответ на угрозы говорит, что Трамп – «не только умный, но и прагматичный человек»; называет свои отношения с ним «доверительными»; желает встретиться с впавшим в эйфорию победы американским лидером и «поговорить спокойно по всем тем направлениям, которые представляют интерес как для США, так и для России. … Мы готовы. Но это, прежде всего, конечно, зависит от решений и выбора действующей американской администрации».
Более того, Путин подтвердил, что у Трампа в 2020 году «украли победу», и если б не этот факт, «война в Украине в 2022 году не началась бы».
А вот за такое комильфо и «ласку» Трампу придется расплатиться с «крутым парнем». Но это вовсе не означает, что они столкуются. Трамп – не стратег, не тактик и не ювелир в дипломатии. Так что, скорее всего, с Путиным у него будет своего рода «бой без правил», причем, не в один раунд, а затяжной.
Так что точка войне быстро поставлена не будет: дело идет к многоточию.