AZ

Ааналитики оценили возможность вооруженного конфликта в Казахстане

Авторы отчета Global Risk Report 2025 обнародовали список 12 стран с наибольшей угрозой вооруженных конфликтов в ближайшие два года. В документе также упоминается и Казахстан. Эксперты отметили, что усиление геополитической напряженности и нехватка усилий со стороны международных организаций по урегулированию текущих конфликтов создают неблагоприятные условия. Казахстан, находясь в Центральной Азии, сталкивается с рисками, связанными с возможными прокси-войнами и экономическим давлением. Тем самым аналитики не исключают геоэкономическую конфронтацию.

Политолог из Астаны Газиз Абишев не видит никакой угрозы для Казахстана с точки зрения участия в каком-либо конфликте в ближайшее время.

«Не думаю, что существует высокая угроза вовлечения страны в вооруженный конфликт в ближайшие два года, потому что Казахстан связан с целым рядом государств военными договорами об обороне – Казахстан-член ОДКБ, выстраивает отношения со странами Азии, гарантии военной безопасности Казахстану предоставили и Китай, и Турция. Именно поэтому я не думаю, что в отношении Казахстана будут предприняты какие-либо агрессивные действия. Тут даже достаточно посмотреть на границу», — отметил политолог в беседе с Minval.az.

При этом он добавил, что сам Казахстан тоже ни с кем воевать не собирается.

«Во-вторых, считаю, что угроза, о которой говорится в отчете, это возможная конфронтация между Соединенными Штатами и Китаем, либо между США и Россией. А Казахстан, находясь между ними, может быть использован в качестве театра военных действий в рамках прокси-войн для дестабилизации РФ и Китая», — считает эксперт.

Кроме того, в этой связи собеседник не исключил и возможность использования со стороны противоборствующих сил даже каких-то радикальных группировок.

«Тем не менее, мне кажется, что все организации, в которые входит Казахстан – и ОДКБ, и ШОС, и прочие – внимательно отслеживают эту ситуацию, и будут противостоять им по мере сил», — уверен Газиз Абишев.

Другой казахстанский политолог, директор Общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов уверен, что есть другие страны, которые более достойны занять 12-е место в докладе Global Risk Report вместо Казахстана.

«Действительно, в нашем регионе недостаточно организаций, способных поддерживать мир, стабильность и безопасность. На это еще в начале 90-х годов обратил внимание Казахстан, когда инициировал создание СВМДА по образцу европейского ОБСЕ. Однако стоит учитывать, что мы живем не в начале 90-х годов. В условиях геополитической напряженности, которая временами приводит к эскалации насилия в разных уголках мира, многие международные организации, призванные поддерживать безопасность и снижать конфликты (в мире или в своем регионе), сами переживают кризис. Например, мы не наблюдали принципиальной позиции ОБСЕ до начала войны в Украине, хотя уже на том этапе многое указывало на возможность крупного вооруженного конфликта в Европе», — отметил эксперт.

По его словам, на данный момент у Казахстана нет острых противоречий с соседями по региону в вопросах безопасности, включая Россию и Китай, чтобы говорить о потенциальных конфликтах с ними: «Более того, с приходом администрации Дональда Трампа в США Россия гипотетически не должна сталкиваться с сильным давлением Запада. Власти РФ рассчитывают воспользоваться «окном возможностей», чтобы урегулировать ситуацию с Украиной на приемлемых для себя условиях, что позволит им перейти к обсуждению отмены санкций. Насколько этот план окажется жизнеспособным, покажет время».

Политолог считает очевидным, что администрация Трампа будет более лояльна к РФ: «Это как минимум разрядит обстановку в отношениях между США и РФ, что также положительно отразится на отношениях России с другими соседями по региону».

«Что касается Китая, Казахстан имеет с ним доверительные отношения. В ходе визита в Астану председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул поддержку суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Поэтому ожидать какой-либо конфронтации с Китаем не стоит. Об этом говорит и уровень сотрудничества между двумя странами, который развивается, а не сворачивается», — указал Каражанов.

При этом он добавил, что в Центральной Азии Казахстан выстраивает добрососедские отношения с соседями.

«Все возникающие проблемы и даже противоречия обсуждаемы (!) с ближайшими соседями. Какой смысл «бить посуду», если можно договориться? Поэтому нет оснований предполагать, что в ближайшее время может возникнуть конфликт», — уверен эксперт.

Комментируя отчет Global Risk Report, политолог отметил, что такие факторы, как экономический спад, уровень бедности и неравенства, могут спровоцировать нестабильность внутри любой страны, не только Казахстана, «но при условии, что на уровне общества наблюдается низкий уровень доверия (очень важный фактор при оценке конфликтного потенциала), который проявляется в разобщенности населения по различным признакам».

«В мире есть много стран с худшими социально-экономическими показателями, чем у Казахстана, но при этом они не воюют, не конфликтуют и сохраняют стабильность на уровне общества», — резюмировал Каражанов.

Политолог из Казахстана Андрей Чеботарёв считает, что разработчики Global Risk Report 2025 подошли необъективно к оценкам уровня угроз для Казахстана.

«Когда они говорят о возможности экономического давления, то здесь все понятно, потому что не исключено, что может начаться очередная торговая война между США и Китаем, а Казахстан как один из ближайших торгово-экономических партнеров КНД действительно может подвергнуться определенному давлению. Кроме того, сохраняется санкционное противостояние между Россией и коллективным Западом, поэтому здесь тоже могут быть введены дополнительные санкции со стороны США, ЕС. То есть может быть давление экономического характера. Но про уровень военной угрозы, считаю, что это абсолютно необоснованная оценка, тем более прогноз дается на ближайшие два года», — отметил эксперт.

По его словам, сейчас в экспертном сообществе трудно предсказывать развитие каких-либо событий на год вперед, не то, что на два года: «Если под воздействием США начнется определенное продвижение в сторону урегулирования российско-украинского вооруженного конфликта, то для Казахстана будет создана благоприятная ситуация, поскольку следует ожидать снижения политического воздействия заинтересованных сторон, возможно, и экономического».

«Непосредственно, находясь между Китаем, Россией и дружественными среднеазиатскими республиками, Казахстан не испытывает каких-то угроз военного столкновения. Во-первых, у нас уже в начале 2000-х годов были решены вопросы со всеми соседями по линии прохождения государственной границы, нет никаких спорных территорий. Да, бывают трения по другим вопросам, в том числе экономического характера, но это не означает, что все это может выйти на уровень политической напряженности с вероятностью военных конфликтов», — уверен политолог.

Чеботарёв посоветовал аналитикам рассмотреть Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан, которые непосредственно граничат с Афганистаном: «Там есть действительно серьезный риск из-за того, что боевики-выходцы из центральноазиатских стран, которые орудовали или продолжают орудовать в Сирии, возможно, уже находятся в Афганистане, и они как раз представляют угрозу. В этом смысле Казахстан имеет свою «подушку безопасности», тем более он является членом ОДКБ».

«В 2022 году была ситуация во время январских событий, когда миротворцы организации оказали помощь Казахстану. Поэтому в случае какой-то военной напряженности Казахстан ожидает такой же поддержки. Но, думаю, что до этого не дойдет, потому что геополитическое окружение не способствует тому. Могу предположить, что эти аналитики выдали желаемое за действительное, потому что именно западная медийная среда активно муссирует тему того, что после Украины следующим может стать Казахстан, Грузия, Молдова и т.д., потому что Россия, по их мнению, восстанавливает некую империю. Думаю, что авторы отчета исходили именно из этой повестки, потому что когда говорят об угрозе, надо бы называть ее источник, но тут его названо не было», — резюмировал Чеботарёв.

Seçilən
24
34
minval.az

10Mənbələr